ФЭНДОМ

Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск − Барнаул — Горно-Алтайск − государственная граница с Монголией.

Является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи). До 31 декабря 2017 года также может применяться старый учётный номер М52.

Протяжённость автомагистрали — 963 километра. Пересекает территорию трёх субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога Р256 "Чуйский тракт", является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имеется два перевала — Семинский и Чике-Таман.

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 192 дня] Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500−1900 м).

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 1850-х — 1860-х годов в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи. В течение 1860−1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел.

В 1902−1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.

В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. Я. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок. Дорога не ремонтировалась в течение 10 лет. Во время гражданской войны отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата. Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.

1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

ru.wikippedia.org

=Править

18.01.12
Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (ФКУ «Сибуправтодор») продолжает разработку проекта строительства восточного обхода Новосибирска – дороги-дублера федеральной автотрассы М52 (Р256) «Чуйский тракт» Строительство восточного обхода разделено на три этапа. В 2009 году была разработана проектно-сметная документация на строительство первого этапа обхода - это 20-километровый участок дороги, который будет иметь самостоятельное значение. Начинаясь на 14-м километре трассы Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий, этот участок пройдёт в обход села Барышево и примкнет транспортной развязкой в двух уровнях к автодороге Академгородок - Кольцово. Участок запроектирован по первой категории, с шириной земляного полотна 25,5 метров и цементобетонным покрытием. Предусмотрены по две полосы движения в каждом направлении, разделительное бетонное барьерное ограждение. С учетом сложного рельефа местности, необходимости пересечения Транссибирской железной дороги, автомобильной дороги и реки Иня принято наиболее оптимальное проектное решение: пройти этот участок эстакадной частью, мостовым сооружением через Иню и путепроводом через железнодорожные пути – общая протяженность этих искусственных сооружений составит 677 метров.

Запроектированы также три транспортных развязки, два моста и пять путепроводов. В целом объём инвестиций на реализацию первого этапа восточного обхода Новосибирска должен составить около 8 миллиардов рублей из федерального бюджета.
В настоящее время Федеральным управлением автодорог «Сибирь» ведутся проектно-изыскательские работы по второму этапу - участку автодороги первой технической категории протяженностью 14 км. Предварительно планируется на этом участке построить две транспортных развязки в разных уровнях и три моста. Разработка проекта второго этапа закончится уже в этом году и затем, после согласования в органах Главгосэкспертизы и утверждения Федеральным дорожным агентством, можно будет говорить о включении объекта в план строительно-монтажных работ.

Также в 2012 году Сибуправтодор должен выполнить вариантную проработку прохождения оси трассы третьего, завершающего этапа автодороги. Приступить к разработке проекта строительства третьего этапа планируем в 2013 году.

Общая протяженность восточного обхода Новосибирска должна составить, предположительно, 101 километр. Стоимость в ценах 2011 года - около 60 миллиардов рублей.

В нынешнем году Сибуправтодор начнет реализацию проекта строительства первого этапа этой федеральной дороги. Будет выполнен целый комплекс подготовительных работ - выполнение рабочего проекта, отвод и выкуп земли, подготовка строительной площадки: вырубка леса, переустройство имеющихся технических коммуникаций.

Сдача в эксплуатацию первого этапа восточного обхода Новосибирска запланирована на 2016 год. Сроки начала строительства второго и третьего этапов дороги обусловлены рассмотрением этого вопроса Правительством Российской Федерации – в Министерстве транспорта России, Министерстве финансов и Министерстве экономического развития. При положительном решении Сибуправтодор получит из федерального бюджета средства на реализацию проекта.
http://rosavtodor.ru/shownews/vesti_regionov/15104.html